12+

72–75–55, 50–50–51.

Новости

30 МАРТА В РОССИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ВУЛКАНОЛОГА

27 марта 2018 г.

Центром вулканической активности в нашей стране являются Курильские острова и полуостров Камчатка.
История отечественной вулканологии началась на Камчатке — 1 сентября 1935 года на полуострове открылась первая в СССР вулканологическая станция, позже преобразованная в Лабораторию вулканологии Академии наук СССР.
Поводом к установлению Дня вулканолога послужило следующее событие. Камчатский вулкан Безымянный целое тысячелетие находился в состоянии покоя, считался потухшим и абсолютно не привлекал к себе внимания ученых. Однако 22 октября 1955 года произошло извержение средней силы, и вплоть до 29 марта 1956 года сейсмическая активность вулкана сопровождалась сильным пеплопадом. А 30 марта 1956 года в 17:10 чудовищной силы взрыв расколол вершину покрытого снегом Безымянного, которая до этого поднималась на высоту 3 048 метров над уровнем моря. Катастрофический взрыв полностью уничтожил вершинную и частично восточную части вулканической постройки, на их месте образовался кратер диаметром 1,5 километра, а высота Безымянного уменьшилась на 250 метров.

Пепловая туча вулкана Безымянного, 1956 год

Вулканолог Георгий Степанович Горшков, находившийся неподалеку, в поселке Ключи, так описал эту сцену: «Туча сильно клубилась и быстро меняла свои очертания… Она казалась очень плотной и почти осязаемо тяжелой. Вместе с тучей возник и усиливался грохот грома, сопровождаемый непрекращающимися вспышками молний. Около 17:40, когда туча уже прошла зенит, начал выпадать пепел… и к 18:20 стало так темно, что невозможно было рассмотреть собственную руку, даже если поднести ее к самому лицу. Люди, возвращавшиеся с работы, бродили вокруг деревни в поисках своих домов. Раскаты грома грохотали с оглушающей силой, не прекращаясь. Воздух был насыщен электричеством, самопроизвольно звонили телефоны, перегорали громкоговорители в радиосети… Чувствовался сильный запах серы».
Горячий слой пепла, покрывший площадь в 482 квадратных километра, растопил снег и образовал в долине реки Сухая Хапица и долинах, расположенных на склонах прилегающих вулканов, стремительные грязевые потоки. Эти потоки смывали огромные, весившие сотни тонн валуны и несли их через долину, сметая все на своем пути. Деревья были вырваны с корнем или сожжены.
Это извержение стало первым катастрофическим извержением, детально изученным специалистами. «Вечером, сидя в палатке, мы, в основном молодые специалисты, обсуждали событие, возбужденно обменивались мнениями» — вспоминает Генрих Семенович Штейнберг, один из старейших российских вулканологов, доктор наук и академик Российской академии естественных наук. «Кто-то из ребят предложил – А давайте эту дату будем отмечать как День вулканолога!».
Вулкан Безымянный выбросил пепел на высоту более 40 км. Грязевой поток заполнил реку Камчатка. У восточного подножья вулкана на площади около 500 кв. км деревья и кустарники были сломаны и повалены в направлении от вулкана, а пепел из Безымянного замутнил тогда атмосферу вокруг всего земного шара. В связи с такого рода исключительной активностью, международное вулканологическое сообщество ввело в терминологию новый вид извержения — «направленный взрыв» или «тип Безымянный».
Именно поэтому 30 марта в России отмечается День вулканолога.

На Камчатке находится более трехсот вулканов, около 30 из них — действующие.
На Курильской островной дуге 105 наземных вулканов, из них около 40 действующих. Деятельность вулканов Курильских островов, интенсивная в геологическом прошлом, продолжается и в настоящее время: по данным лаборатории вулканологии Института Морской геологии и геофизики ДВО РАН большие извержения происходят здесь в среднем каждые 33 года, умеренно-большие — каждые 22 года, умеренные извержения — каждые 11 лет, слабые извержения — каждые 1–5 лет.
Один из наиболее активных вулканов Курильской гряды — вулкан Сарычева на острове Матуа.

Извержение вулкана Пик Сарычева в июне 2009 года. Фотография сделана астронавтами с орбиты МКС, опубликовано NASA

Для вулканов Курильских островов характерны извержения наиболее опасного, эксплозивного (взрывного) типа, при которых радиус поражаемой зоны может достигать 25–30 км. Подобные извержения часто сопровождаются палящими тучами, а также излияниями пирокластических и грязекаменных потоков, протяженность которых достигает нескольких километров.

Информацию об активных вулканах Курильских островов можно получить в экспозиционном зале Сахалинского областного краеведческого музея «История геологического развития Сахалина и Курильских островов». У «Геологической карты Курильских островов» экспонируется коллекция продуктов вулканической деятельности: вулканические бомбы различного типа (лентообразная, веретенообразная, скорлуповатого типа, типа хлебной корки), образцы лавы, пемзы, вулканического стекла, самородной серы, крупный образец нового минерала — рениита, открытого на вулкане Кудрявый на севере острова Итуруп. Благодаря уникальным физико-химическим условиям, существующим на этом вулкане, в частности – долгоживущим высокотемпературным фумаролам здесь образуются уникальные минералы, не встречающиеся больше нигде на планете.
По температурам исходящих газовых струй, достигающим 940 градусов Цельсия, вулкан Кудрявый отнесен к самым горячим вулканам Земли, находящимся в квазистационарном состоянии.

Молодой фреатический кратер вулкана Кудрявый. На заднем плане Рениевое высокотемпературное поле. Фото И. Чаплыгина

В настоящее время на Земле насчитывается 1 545 действующих вулканов. К действующим вулканам относят те, которые извергались хотя бы раз за последние 10 тысяч лет.
Каждый год на планете происходит до 80 извержений вулканов, постоянно извергаются 17–20 вулканов. Известно 15 вулканов, которые извергаются уже более 30 лет без перерывов.

Составитель: научный сотрудник А. В. Соловьёв.

21 сентября 2020 г.